Перед рассказом о внутреннем MP3-рынке Китая необходимо разобраться с терминологией. Я довольно часто использую понятие «MP4-плеер», несмотря на изрядную абсурдность с точки зрения технологий и стандартов, оно удобно. Короткое, перекликается с классическим «MP3-плеер» и кажется мне предпочтительнее, чем «флэш-PMP» и тем более «портативный мультимедиа-плеер на флэш-памяти».
Однако, идя, таким образом, на поводу у китайских изобретателей и вводя это слово в повседневный лексикон, мы тем самым создаем для них иллюзию вседозволенности. И вот появляются «MP5-плееры» и «MP6-плееры» – новые порождения самобытного китайского маркетинга.
Причем если термин «MP4-плеер» сам по себе довольно четкий, да и появление проигрывания видео само по себе заслуживает введения нового понятия, то под MP5- и MP6-плеерами каждый китаец понимает что-то свое и, как правило, несущественное: добавление поддержки нового кодека, паршивой фотокамеры, допотопных игрушек.
В связи с этим заслуживает внимания классификация, используемая китайскими аналитическими агентствами. Она разбивает общую массу портативных проигрывателей на три группы:
«чистые» MP3-плееры: не способные к воспроизведению видео устройства. Могут быть как с цветным или ч/б дисплеем, так и вовсе без оного. В эту категорию попадает, к примеру, и iPod Shuffle, и iPod nano 1/2 G.
MP3-плееры с видео. В этой группе находятся плееры, способные к проигрыванию видео, но основным назначением которых остается воспроизведение музыки. От следующей категории они отделены по функциональному признаку, но имеются также отличительные черты в дизайне и конструкции: достаточно компактные для повседневного ношения размеры, например. Термин «MP4-плеер» используется как синоним, но неформально, в таблицах и графиках мы его не найдем.
PMP, портативные мультимедиа-плееры. В эту категорию отнесены приборы, в которых возможность воспроизведения различных типов мультимедиа-контента довлеет над прочими характеристиками. Такие устройства должны поддерживать как минимум два кодека класса MPEG4, а также воспроизводить видео с DVD (VOB-файлы) без перекодирования. Последнее является чисто китайской (ну и тайваньской) чертой, от PMP западных или корейских брендов такого не дождешься. Таким образом, в эту группу попадает то, что я называл MP4-плеерами четвертой группы, а также HDD-PMP, т.е. устройства как на флэш-памяти, так и на жестких дисках. Кроме функциональности подобные аппараты отличаются от второй группы бОльшими дисплеями, более громоздкими габаритами, специфическими аппаратными платформами.
Эти три группы используются в Китае для рыночного анализа, они четки и понятны, выделены с учетом местной специфики, так что имеет смысл их придерживаться. Тенденции технологий
Характерная черта китайского рынка – что он остается, да простит меня читатель за использование английского, platform-driven, а не brand-driven, т.е. его развитие больше определяют разработчики SOC, а не конечных устройств. Выходы и распространение решений Actions, затем Rockchips, в последнее время – Analog Devices, Austria Micro system, Anyka оказывают на рынок Китая не меньшее влияние, чем на «большой» MP3-рынок – анонсы новых iPod-ов. Причина этому – и относительная слабость местных марок, особенно в плане дизайна и разработки внутреннего ПО, и поголовное копирование друг друга, обессмысливающее выпуски сильных моделей.
Поэтому историю развития MP3 в Китае можно мерить по платформам: эпоха Actions, эпоха Rockchips.
(Sigmatel остается серьезным игроком на мировом рынке, но с внутреннего китайского в значительной степени вытеснен местными решениями)
В последние полгода Китай переживает очередную смену поколений, выражающуюся и в обновлении платформ, а также в изменении дизайна, появлении новых дисплеев, новых программных возможностей.
Лидер в SOC для MP4 последние два года – Rockchips – несколько подзадержалась с выпуском нового поколения чипсетов, что дало возможность иноземным конкурентам – Analog Devices и Austria Micro system – отхватить небольшую часть рынка.
Почему кого-то не устраивает старый Rockchips? Главная причина – всплеск популярности интернет-видео в Китае. Значительная его часть представлена здесь в формате Real Media. Желание записывать ролики из сети на плеер и смотреть их на нем без проволочек типа перекодирования понятно, и MP4-плееры один за другим обзаводятся надписью «Real» (кое-кто воспользовался сомнительной игрой слов и именует такие свои плееры «Real-плеерами», т.е. «настоящими плеерами», мол, все остальные – подделки). У RK26XX на Real Media не хватает мощей, поэтому более производительные платформы начали проникать на рынок.
В конце 2007 Rockchips перешел в наступление, выпустив RK27XX, двуядерное произведение полупроводникового искусства на ARM-ядре, щелкающее Real Media-ролики, как орешки. С учетом богатого опыта сотрудничества с отечественными компаниями, скорее всего, платформы RK завоюют обратно свое место в сердцах национальных MP4-плееров.
Другая тенденция помимо Real Video – широкие дисплеи. Кинематографическое соотношение сторон 16:9 завоевывает MP4. Первым шагом было появление весьма странных экранов – с соотношением физических сторон 16:9, но с разрешением QVGA, т.е. 4:3.
Естественно, все на них растягивалось по горизонтали, но, судя по всему, на Востоке к этому не слишком чувствительны. Это сомнительное решение, к счастью, недолговечно, уже сейчас появились модели с правильными 16:9 разрешениями, WQVGA.
16:9 дисплеи требуют изменений в дизайне: плееры становятся более вытянутыми в длину, что свежо на фоне уже успевших поднадоесть силуэтов 4:3. Но если к длинному дисплею на лицевой панели добавить еще и органы управления, то длина аппарата может превысить разумную. Из этой ситуации выходят, размещая управление на боковых гранях, правда, получается пока не слишком удобно. В перспективе выход из положения видится в использовании сенсорных экранов.
Старые QVGA MP4-плееры на этом фоне сжимаются в размерах.
Шестью с половиной миллиметрами iPod nano 3G здесь никого не удивишь – в аппараты такой толщины здесь умудрялись еще до анонса Apple и MicroSD-слоты запихивать.
Кстати, отрадно, что все больше китайских плееров поддерживают именно этот, уже достаточно массовый, формат карт памяти, еще где-то полгода назад на рынке было в избытке MP4 на MiniSD, что, на мой взгляд, менее удобно для пользователя. Поддержка FLAC и APE, пусть и неполная, стала стандартом, производители намеренно записывают на плееры «тестировочные» треки в этих форматах – чтобы лучше звучали. К услугам любителей приукрашенного звука аудиоэффекты, Microsoft PlayFX.
А вот гейм-плееры пока остановились в развитии. Все уперлось в контент – желающих играть в восьмибитные игры на фоне того, что можно найти на Sony Playstation или Nintendo DS, немного. Для тех, у кого нет денег на эти консоли, в Китае производится множество «левых» портативных приставок, наподобие клонов Gameboy. Пока разработчики контента не заинтересуются китайским рынком, или здесь не появятся свои, гейм-плееры останутся нишевым товаром, диковинкой.
К слову, старая платформа Rockchips показала себя несостоятельной также и в эмуляции 8- и 16-битных приставок, что также вынуждало пользователей использовать ADI, AMS или продукты одного из местных производителей, Anyka.
RK27XX по аппаратным возможностям явно способен решать такие задачи, хотя на программном уровне гейм-решений пока не появилось. Но SOC только-только обозначило свое присутствие на рынке, и все еще впереди. Т.к. решения Rockchips традиционно дешевы, а компания очень плотно сотрудничает с производителями плееров, можно надеяться на появление мощных по возможностям MP4-плееров по доступным ценам с относительно стабильным ПО.
Наконец, экраны становятся не только широкими, но и сенсорными. Вначале был вал клонов iPhone, рассчитанных на внешний рынок, теперь постепенно появляются и вменяемые аппараты от авторитетных в Китае компаний. Отдельные образцы дисплеев в аппаратах на Windows CE с технологией WindTouch даже не так уж и плохи в работе без стилуса.
Использование Windows CE, кстати, тоже относится к свежим тенденциям. На рынке уже появилось несколько аппаратов с этой ОС. Пока в них не хватает лоска, используется интерфейс по умолчанию, не самый привлекательный для обывателя. Но в перспективе, с появлением качественных медиаоболочек, Windows CE вполне может обосноваться в китайских MP4.
В итоге воображение рисует что-то тонкое, с большим сенсорным WQVGA-дисплеем во всю лицевую панель, поддержкой Real Video и, возможно, с Windows CE в качестве массового китайского плеера 2008. Китайский рынок MP3-плееров: итоги 2007 года
По предварительным данным, в 2007 году общие продажи портативных проигрывателей всех типов в КНР составили около 10 миллионов штук, что на 26% больше показателя 2006 года. То есть, как и в большей части стран БРИК, рынок демонстрирует уверенный рост, в отличие от стагнирующих рынков Европы и Америки.
Эта цифра выводит Китай на второе место после США по продажам данной продукции, хотя отрыв североамериканцев остается существенным.
В денежном отношении отставание КНР еще больше: на протяжении всего года доминирующую долю, почти 70%, занимали аппараты розничной стоимостью до $70 (500 юаней). Это «чистые» MP3-плееры или MP4-плееры с малым, до 1 ГБ включительно, объемом памяти. Еще около четверти продаж пришлось на проигрыватели ценой в $70-110 (500-800 юаней), это MP4-плееры на двух или четырех гигабайтах флэш-памяти или «чистые» MP3-плееры крупных зарубежных брендов. Оставшиеся пять процентов заняли более дорогие продукты. Таким образом, абсолютное большинство продаж пришлось на плееры дешевле $100, правда, тут следует учитывать намного более низкий уровень цен на продукцию местных торговых марок.
И, раз об этом заговорили, местные компании доминируют в продажах, занимая никак не меньше 80-85% рынка. Китайцы гордятся этим фактом, подчеркивая, что война за своего покупателя была выиграна не только привлекательным ценником, но и более широкими функциональными возможностями, мощной маркетинговой поддержкой.
Между тремя описанными выше категориями плееров продажи по итогам года распределились следующим образом: «чистые» MP3-плееры получили 20% рынка, их коллеги с видео – 68, на PMP пришлось 12% продаж. MP4-плееры несколько улучшили свои позиции: в начале года им принадлежало 65%, а «чистым» – 23%. Тенденция вытеснения MP3-плееров их MP4-собратьями, таким образом, продолжилась.
Еще одним штрихом к этой картине является распределение продаж по диагоналям дисплеев. Доминируют экраны от 2 до 2.4 дюйма, им принадлежит более 60% рынка. Устаревшие 1.3 – 1.8 дюйма еще занимают чуть более четверти рынка, более крупные диагонали, от 2.5 до 3 дюймов, имеют 11%. Оставшиеся проценты отданы плеерам с диагональю больше 3 дюймов или меньше 1.3.
Теперь можно ясно представить себе образ китайского плеера образца 2007 года, хита продаж, благо он хорошо знаком и отечественному покупателю. Это MP4-плеер с дисплеем диагональю от 2 до 2.4 дюйма с разрешением QCIF+ или QVGA, чаще всего на платформе Rockchips и, соответственно, с возможностью воспроизведения видео Xvid с частотой кадров 24/с (если это видео, конечно, соответствует требованиям по разрешению, битрейту, аудиокодеку и т.п.). Аппарат достаточно компактен и тонок, легок. Время работы колеблется вокруг 10 часов, но может быть и больше. Емкость встроенной памяти составляет от 512 МБ до 2 ГБ, розничная цена – от 50 до 90 долларов. Первые продукты такого типа появились на рынке еще поздней весной 2006 года и довольно быстро заняли доминирующие позиции.
Посмотрим на рынок с точки зрения долей торговых марок. Доминируют, что не должно нас удивлять, местные компании. Вообще, китайский рынок фрагментирован необычайно высоко, лидер частенько меняется и имеет долю лишь в районе 10%. В этом году им стала компания Newman. Кроме нее в пятерку лидеров вошли Zarva, DEC, Meizu и Unibit. В прошлом лидер и заслуженный ветеран Aigo пришла только шестой, обогнав, однако, Samsung и Apple. Замыкают десятку местная Oppo и японская Sony. Таким образом, семь компаний из первой десятки – местные, в том числе первые шесть лидеров.
Это был расклад для всего рынка в целом, для отдельных категорий картина отличается. Так, «чистые» MP3-плееры отданы на откуп иностранцам: здесь доминирует Samsung, Apple, значительную долю имеет Sony. В сумме зарубежные компании занимают здесь половину рынка. Это вызвано агрессивной политикой брендов в секторе low-end. Из местных фирм сильны Oppo и Unibit.
Зато видео-MP3 безраздельно принадлежит китайским брендам: Newman, Meizu, DEC, Zarva и Unibit составляют первую пятерку, имея 40% продаж. Крупные западные компании выпустили свои MP4-плееры лишь в конце 2007 года, цены на них в основном «кусаются», так что этот расклад не удивителен.
Похожа ситуация на рынке PMP: Aigo, Zarva, Newman и DEC составляют лидирующую четверку, в пятерку, правда, удалось протиснуться тайваньской MSI. Вместе они поглощают не менее 60% китайского «PMP-пирога».
В каждой категории мы можем видеть характерные особенности: среди «чистых» плееров половина – иностранцы, образ среднестатистического MP4-плеера мы нарисовали выше. Среди PMP доминируют аппараты под местными марками на жестких дисках (более 75% продаж), с большими дисплеями, больше 3".
Допускаю, что употреблявшиеся выше названия – Newman, Zarva, DEC, Unibit, Aigo, Oppo – немногое говорят читателю. Поэтому в следующих материалах я возьму на себя смелость познакомить его с этими лидерами китайского MP3-рынка поближе. Кроме того, есть компании, не входящие в число лидеров по объемам продаж, но, тем не менее, интересные, мы посмотрим и на них тоже.
Использовалась открытая информация, предоставляемая CCID Consulting Co., Ltd.